«Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупая ненужные вещи, чтобы впечатлить людей, которые нам не нравятся». Редкий маркетолог, рассуждающий о потребительском поведении современных людей, не повторил этой знаменитой фразы Дейва Рамзи.
Предлагаем пять правил хорошего тона, о которые чаще всего спотыкаются наши современники. Сколько бы мы ни убеждали себя в том, что не зависим от мнения окружающих и тратим свои кровные именно так, как считаем нужным, всё равно нет-нет да и оглянемся на посторонних людей, наблюдающих за тем, как мы обращаемся с личными финансовыми ресурсами. Корреспондент Daily Telegraph Кети Морли предложила читателям принять участие в тестировании на социальную приемлемость финансового поведения. Оказалось, многие привычные для нас нормы приличия в обращении с деньгами давно устарели.
Торговаться в элитных магазинах
Прошли времена, когда торг считался уместным исключительно на рынке, а человек, выпрашивающий скидку, выглядел мелочным и жадным. Потребители давно поняли, что «особое отношение к клиенту», о котором неустанно твердят продавцы предметов роскоши, должно проявляться не в ослепительных улыбках, готовности усадить посетителя на кожаный диван и напоить кофе во время шопинга, а в реальных практических выгодах. Даже на знаменитой Пятой авеню в Нью-Йорке не осталось ни одной торговой точки, позиционирующейся как магазин для тех, кто не считает денег, по той причине, что таких клиентов не существует. Социально приемлемый образ богатого человека изменился. Персонажи, которых Феллини показывал в «Сладкой жизни», нынче не в моде. Гуру смарт-баинга Мартин Льюис утверждает, что последнее поколение богатых потребителей добилось особых успехов в нелёгком деле выбивания скидок.
Просить денег у родителей
Реальность современной Европы и США такова, что самые серьёзные финансовые затруднения люди испытывают в возрасте от 30 до 40 лет, при этом их 60–70-летние родители зачастую чувствуют себя гораздо комфортнее. Взрослые дети, ещё не до конца выплатившие кредиты за учёбу, но уже обременённые ипотекой и расходами на содержание собственных чад, нередко считают, что старшее поколение могло бы их поддержать. Живя в домах и квартирах, значительно подорожавших за последние двадцать лет, инвестируя многолетние сбережения под «медленный процент» и стабильно получая от этого приличный доход, пожилые европейцы и американцы могут позволить себе дорогие машины, экзотические путешествия и прочие радости жизни, которые были недоступны им в 30–40 лет. Детям часто кажется, что вместо этого родителям следовало бы потратить деньги на их нужды, однако современный западный социум не приветствует такой выбор. В США, к примеру, принято, чтобы взрослые дети, живущие с родителями, платили ренту за занимаемые ими помещения.
Обсуждать чужие доходы
Если малознакомый человек интересуется вашими заработками, не спешите оскорбляться. Раньше такие вопросы считались неприличными. Во-первых, большинство компаний просили сотрудников подписать документ о неразглашении суммы заработной платы. Во-вторых, в обществе существовал стереотип о том, что интересоваться чужими заработками означает либо завидовать, либо пытаться оценить личность в денежных знаках. Сегодня обсуждение доходов стало естественным инструментом регулирования ситуации на рынке труда, так что не беспокойтесь. Человек, спросивший, сколько вы зарабатываете, вовсе не оценивает вас, он всего лишь ищет способы увеличения собственных заработков.
Злоупотреблять дисконтными ваучерами
Всегда приятно получить что-нибудь за полцены, особенно если окружающие не узнают об этом и станут считать, что вы заплатили полную цену. Благо сегодня есть немало структур, готовых обеспечить дисконт для тех, кто зарегистрировался на сайте или вошёл в онлайн группу. Такие сайты, как Groupon и Waucher, очень популярны, но имейте в виду — в большинстве их мероприятий вы должны задействовать своих друзей и родственников: обеды в ресторанах, походы в кино, морские прогулки, подарки и т. д. Таким образом, ваше участие в скидочной группе по сути равно участию в рекламной компании приобретаемого товара или услуги. Если будете прибегать к этой форме экономии слишком часто, станете похожи на промоутера, раздающего листовки на площади.
Просить деньги вместо подарков
Праздничные презенты отчасти утратили свой сентиментальный смысл. Европейцам и американцам давно надоело получать десятки ненужных вещей на дни рождения, свадьбы и сезонные праздники. Если кто-нибудь из друзей предупредил о том, что вместо свадебного или рождественского подарка он хотел бы получить наличные, не спешите обвинять его в меркантильности, «убивающей дух праздника». Вспомните о том, сколько бесполезно пылящихся в ваших собственных шкафах и кладовках вещей являются презентами, некогда сделанными очень милыми людьми, искренне желавшими вас порадовать. Подумайте, насколько приятнее было бы положить в кошелёк потраченный на безделушки кэш.