Тысячи ученых изучают человеческий мозг, его работу и психику. И, как в любом деле, существуют исследователи, которые не останавливаются ни перед чем «ради науки».
Известно, что психика человека не менее сложная штуковина, чем Мировой океан или даже космос. И так же мало изучена, хотя ежегодно делается больше открытий, чем за всю эпоху Возрождения.
При исследованиях и экспериментах с мозгом людей, ученые часто сталкиваются с явлениями, которые не только необъяснимы в наше время, но и оказываются страшно шокирующими для ученых. В этой статье описаны самые известные шокирующие эксперименты психологов, которые поставили в тупик не одно поколение ученых.
Психология стала популярной в начале ХХ века. Многих очень привлекала ее цель — узнать больше о тонкостях человеческого поведения, эмоционального состояния и восприятия. Но, к сожалению, методы достижения данной цели гуманными были не всегда. Некоторые психиатры и психологи проводили на животных и людях жестокие эксперименты. Вот некоторые из таких опытов.
Дело Качинского
Психологический эксперимент ЦРУ в рамках проекта MKULTRA исследовал способ манипулирования человеком и породил экологического террориста Унабомбера.
Однажды во время учебы преуспевающему студенту Гарварда Теодору Качинскому предложили принять участие в эксперименте психолога Генри Мюррея. Подопытным студентам сказали, что они будут обсуждать и отстаивать свою личную философию со своими однокурсниками. Однако их обманули. Когда они приехали на исследование, выяснилось, что они будут дискутировать не друг с другом, а со студентом юридического факультета, которого специально подготовили, чтобы победить и унизить этих ребят в словесной дискуссии, разозлить и высмеять их идеи. Причем, команда Мюррея намеренно выбрала эмоционально неустойчивых студентов, чтобы максимизировать эффект от стресса. Эксперимент должен был доказать теорию «причинности поведения человека», а точнее, как влияет на личность стороннее давление.
Психологический опыт сломал неустойчивого Теда. Он стал ненавидеть психологов и науку, которая порождает подобные злодейства. Еще в университете он написал целый трактат о неприемлемости этого мира, со всеми его порядками и технологиями, а потом купил себе хижину в лесу и стал отшельником. Но теперь его начали раздражать туристы, автомобили, самолеты. И Теодор начал мстить, отправляя самодельные бомбы по почте. На его счету более 16 взрывов. В результате, Качинского сдал собственный брат, и сегодня бывший подопытный Мюррея, отбывает свои четыре пожизненных срока.
Эксперимент Хофлинга
В то время как спецслужбы искали способ подчинить себе чужое сознание, психиатр Чарльз Хофлинг доказал, что достаточно просто правильно попросить. Главное, чтобы сам объект эксперимента не догадывался о том, что его используют. В один прекрасный день 1966 года он позвонил нескольким медсестрам одной из городских больниц. Представившись лечащим врачом, он попросил ввести пациентам 20 мг лекарства «Астротен», разрешенная доза которого не превышает 10 мг. Удивительно, что такому эксперименту дали зеленый свет, но еще страшнее, что 21 из 22 медсестер без лишних вопросов послушались первого слова незнакомого им доктора, которое шло вразрез не только с правилами больницы, но и с человеческой жизнью.
Эксперименты Лендиса (1924)
Карин Лендис из Университета Миннесоты в 1924-м году начал изучение мимики человека. Целью его эксперимента было — обнаружить общие закономерности работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение определенных эмоциональных состояний, а именно найти мимику, которая является типичной для страха, растерянности и других подобных эмоций.
В подопытные он определил своих студентов. Ученый нарисовал на лицах своих подопытных линии пробковой сажей, чтобы сделать их мимику более выразительной. После этого Лендис демонстрировал им нечто, что могло вызвать сильные эмоции: заставлял молодых людей нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть пopнoграфические фильмы и засовывать руки в ведра с лягушками. В момент, когда на лицах студентов появлялись эмоции, ученый их фотографировал.
Последнее испытание, которое Лендис приготовил для своих студентов, просто возмутило многих ученых-психологов. Лендис приказал каждому подопытному отрезать голову крысе. Поначалу все участники эксперимента категорически отказывались это сделать, многие даже плакали и кричали, но в итоге большинство из них таки согласились. Многие участники эксперимента в жизни даже мухи не обидели и не представляли себе, как следует выполнить такой приказ.
В результате животным причинили много мучений, а своей цели эксперимент не достиг: никакой закономерности в выражении лица обнаружить ученым так и не удалось, но психологи получили доказательство того, что люди могут легко подчиниться авторитету и сделать даже то, что в обычной жизни никогда не совершили бы.
Ребенок и крыса. Малыш Альберт (1920)
Жертвами психологии становились не только студенты и взрослые, но и дети. В 1913 году доктор психологии Джон Бродес Уотсон объявил о создании нового направления — бихевиоризма, ядром которого стало поведение человека. Ученый полагал — все можно объяснить влиянием внешних стимулов и обстоятельств. Чтобы доказать свою правоту, он решил намеренно вызвать посредством внешних стимулов психологическую реакцию, где ее раньше не было. Для этого он выбрал 11-месячного младенца «Альберта Б.». Он был нормально развитым ребенком, без каких-либо отклонений.
Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, которая совершенно не вызвала у него страха. Задача Уотсона состояла как раз в том, чтобы его создать. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта.
Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Страх впоследствии перенесся на все похожие предметы — то есть, мягкие и белые — ребенок панически боялся кролика, собаку, шевелюру исследователя.
На этом эксперимент закончился, ребенка забрали из больницы, а Джону Хопкинсу пришлось покинуть университет из-за этического скандала. Впоследствии, он писал: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности предков».
Игра в тюрьму
Чтобы понять, почему в американской тюрьме, несмотря на улучшение условий, процветает садизм надсмотрщиков и презрение к общественному порядку заключенных, ученый Филипп Зимбарго решил провести свое исследование. Он поместил в условия тюрьмы обычных студентов, разделив их на две группы — преступники и надзиратели. Кутузка сделала свое дело, группа «сотрудников тюрьмы» превратилась в отъявленных садистов, а заключенные в забитых людей. Уже после эксперимента, который обернулся скандалом и был досрочно приостановлен, мнимые надсмотрщики искренне удивлялись своим действиям: «Я никогда не думал, что способен на такое, — утверждал один из „охранников“, — но это было как работа, тебе выдали форму и роль, и ты должен ее исполнять».
Мальчик-девочка (1965-2004)
22 августа 1965 года в канадской семье Реймеров родились два брата близнеца — Брюс и Брайан. Через некоторое время по медицинским целям, детям назначили обрезание. Операция прошла неудачно, в результате ошибки врачей Брюса лишили полового органа. Безутешным родителям посоветовали вживить мальчику искусственный фаллос, но намекнули, что это не спасет его от одиночества. Решение пришло неожиданно. На Рейнеров вышел доктор Джон Мани, который предложил сделать из Брюса девочку, утверждая с высоты своего авторитета, что психологический пол не обязательно должен соответствовать генетическому.
Разумеется, доктору было совершенно все равно на судьбу мальчика, ему нужно было получить доказательство того, что каждому ребенку в раннем возрасте можно без последствий менять пол. Не долго думая, из Брюса сделали Бренду. Только против природы не попрешь, «молоденькая девушка» дралась со сверстниками, играла в футбол и презирала кукол. Когда Бренда выросла и проблемы стали серьезнее, родители во всем сознались. Девушка потребовала вновь сделать ее мужчиной и на этот раз стала Дэвидом Реймером. Он даже женился. Впоследствии, Дэвид Реймер всячески стремился предать дело огласке, чтобы своим примером предупредить других. Но на этом его нормальная жизнь кончилась. О нем говорили на каждом углу. Показывали пальцем. Сначала не выдержала жена, бросив Дэвида, а через какое-то время не выдержал и он сам.
Голубые/карие глаза
В 1970 году, сразу после того, как Мартин Лютер Кинг-младший был убит, учительница третьего класса, Джейн Эллиотт, решила преподать своим ученикам урок о расизме таким образом, чтобы они поняли, насколько глубока эта проблема.
Она придумала игру голубые/карие глаза, разделив класс на группы в соответствии с их цветом глаз, а затем обозначила учеников с карими глазами, как низшую расу, демонстрируя то, что цветные люди испытывают на себе каждый день своей жизни.
Такой подход получил массу критики со стороны общества, Эллиотт получала множество гневных писем, где ее спрашивали, как она посмела так поступить с белыми детьми, ведь они были не готовы к такому, по сравнению с черными.
«Ужасный эксперимент» (1939)
Венделл Джонсон из университета Айова (США) со своей аспиранткой Мэри Тюдор в 1939-м году провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Девенпорта.
Детей разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Одной половине подопытных твердилось, что их речь безупречна, а речь других детей всячески высмеивалась, им внушалось, что они — заики.
В результате у многих детей второй группы, которые до этого не имели никаких проблем с речью, развилось заикание, причем оно сохранилось на всю жизнь. Этот эксперимент, который позже назвали чудовищным, очень долго скрывали от общественности из-за страха повредить репутацию Джонсона. Но позже подобные опыты еще проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии.
В 2001-м году университет штата Айова официально попросил прощения у всех пострадавших от эксперимента. Но стало ли им от этого намного легче?!
Проект «Аверсия» (1970)
Это не эксперимент, а реальные события, которые происходили в армии ЮАР с 1970-го по 1989-й год. Там осуществляли секретную программу очистки военных рядов от военнослужащих нетрадиционной ceкcуальной ориентации. В то время применяли жестокие средства: и лечение электрошком, и химическую кастрацию.
Точное число жертв до сих пор неизвестно, однако армейские врачи рассказывали, что во время «чисток» около 1000 людей возрастом 16-24 лет, подвергались запрещенным экспериментам над человеческой природой.
По поручению командования армейские психиатры вовсю «искореняли» гомоceкcуалистов: отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже делать операцию по смене пола.
Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)
Этот эксперимент с так называемой «искусственной тюрьмой» поначалу и не задумывался как что-то неэтичное или вредное для психики участников, но результаты исследования просто поразили общественность.
Психолог Филипп Зимбардо поставил себе цель изучить поведение и социальные нормы людей, которые попали в нетипичные для них условия тюрьмы, где они вынуждены играть роль заключенного и/или надзирателя.
Для этого эксперимента в подвале факультета психологии создали очень реалистичную имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев (их было 24) разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» будут поставлены в ситуации, в которых будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации, а «надзиратели» не получили специальных инструкций для своих ролей.
Поначалу студенты понятия не имели, каким образом им следует играть свои роли, но второй день эксперимента все расставил на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». То есть поведение обеих сторон кардинально изменилось. «Надзирателями» была разработана специальная система привилегий, призванная разъединить «заключенных» и посеять среди них недоверие друг к другу — чтобы сделать их слабее, ведь поодиночке они не так сильны, как вместе.
В итоге система контроля настолько ужесточилась, что «заключенных» не оставляли в одиночестве даже в туалете. У них стали появляться эмоциональное расстройство, депрессия, беспомощность. Когда «заключенным» задавали вопрос, как их зовут, многие из них называли свой номер. А вопрос о том, как они намерены выбраться из тюрьмы, просто ставил их в тупик.
Как оказалось, «узники» настолько вжились в свои роли, что начали ощущать себя заключенными настоящей тюрьмы, а студенты, которым досталась роль «надзирателей», почувствовали реальные садистские эмоции и намерения по отношению к людям, которые еще несколько дней назад были для них хорошими друзьями. Обе стороны, казалось, абсолютно забыли, что все это лишь эксперимент.
Этот опыт был запланирован на две недели, но его прекратили досрочно — по этическим соображениям.
Исследование влияния наркотиков на организм (1969)
Один из экспериментов был призван помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к различным наркотическим веществам. Опыт начали проводить на крысах и обезьянах, потому что именно эти животные физиологически наиболее близки к человеку.
Опыт проходил так, что несчастных животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: кокаин, морфин, кодеин, амфетамин и т.д. Как только животные смогли «колоться» самостоятельно, экспериментаторы начали свое наблюдение.
Находясь под сильным воздействием наркотиков, животные очень калечились и при этом не чувствовали боли. Обезьяны, которые принимали кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: бедные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «употреблявшие» амфетамин, выдергивали из себя всю шерсть. Животные, которые подвергались действию кокаина и морфина, в течение 2 недель после начала приема смертельных препаратов умирали.
MK-Ultra
MK-Ultra — это кодовое имя, которое присваивалось всем нелегальным программам по экспериментам над людьми, проводимым ЦРУ. Эти эксперименты обычно предназначались для разработки новых лекарств и методов, которые в дальнейшем планировалось применять при допросах и пытках.
Эксперименты начались в 1950-х годах и продолжались вплоть до 1973 года. В процессе испытуемым зачастую вводились такие препараты, как ЛСД, причем иногда жертвы даже не знали об этом. Целью этих экспериментов был поиск такого препарата, который смог бы повлиять на мозг так, чтобы тот выдал всю информацию, или полностью «стереть его», превратив человека в послушного робота.
И хотя мы знаем, что многие участники таких экспериментов погибли, истинные масштабы вреда, причиненного MK-Ultra, мы вряд ли когда-то узнаем.
Приобретенная беспомощность (1966)
Психологи Марк Селигман и Стив Майер в своей практике провели целую серию экспериментов на собаках. Животных предварительно разделяли на три группы, а затем помещали в клетки. Контрольную группу вскоре отпускали, не причинив ей никакого вреда, вторую группу собак подвергали повторяемым ударам тока, которые можно было остановить нажатием рычага изнутри, а животным третьей группы повезло меньше всех: их подвергали внезапным ударам тока, остановить которые было не возможно.
В итоге у собак выработалась «приобретенная беспомощность» — реакция на неприятные раздражители. У животных появилась убежденность в беспомощности перед внешним миром, а вскоре у несчастных животных начали возникать признаки клинической депрессии.
Спустя время собак из третьей группы выпустили из клеток и разместили в открытых вольерах, из которых можно было легко убежать.
Затем собак вновь подвергли воздействию электрического тока, но ни одна из них не убежала. Животные просто пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Из предыдущего опыта собаки твердо усвоили, что бегство для них невозможно, и поэтому попыток освободиться больше не предпринимали.
По результатам этого эксперимента ученые предположили, что реакция человека на стресс похожа на собачью: люди также становятся беспомощными после нескольких неудач, идущих поочередно. Вот только стоил ли такой предсказуемый и банальный вывод жестоких страданий несчастных животных?!
Эксперимент Милгрема (1974)
В опыте принимали участие экспериментатор, подопытный и актер, который играл роль другого подопытного. Перед началом эксперимента «жеребьевкой» между подопытным и актером распределялись роли «учителя» и «ученика». На самом деле подопытному всегда доставалась роль «учителя», а актер, которого нанимали, всегда был «учеником».
Перед началом эксперимента «учителю» объясняли, что главная цель опыта — обнаружить новые методы запоминания информации, а фактически экспериментатор исследовал поведение человека, получающего от авторитетного источника указания, которые расходятся с его собственным пониманием норм поведения.
Опыт проходил так: «ученика» привязывали к креслу с электрошокером. «Ученик» и «учитель» получали общий «демонстрационный» удар током в 45 вольт. Затем «учитель» шел в другую комнату и оттуда должен был давать «ученику» по голосовой связи простые задачи на запоминание. За каждую свою ошибку «ученик» получал удар током в 45 вольт. На самом деле актер лишь притворялся, что получает удары. Вскоре после каждой ошибки «учитель» должен был увеличивать напряжение на 15 вольт.
По задумке, в определенный момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. В это время «учителя» мучили сомнения, но экспериментатор уверенно говорил: «Эксперимент требует продолжения. Продолжайте, пожалуйста». По мере роста напряжения тока актер демонстрировал все большие муки. Затем он выл и срывался на крик.
Эксперимент продолжался до напряжения 450 вольт. Если же «учитель» начинал сомневаться, экспериментатор заверял его, что всю ответственность за результаты опыта и безопасность для «ученика» он полностью берет на себя.
Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает ужасную боль. Большинство подопытных подчинились указаниям экспериментатора и наказывали «ученика» электрошоком. Интересно, что из 40 подопытных ни один не остановился на 300 вольт, лишь пятеро отказались подчиняться после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.
Критики заявили, что подопытных «гипнотизировал» авторитет Йельского университета. В ответ на это доктор Милгрем повторил опыт, арендовав неприглядное помещение в городке Бриджпорт (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты не изменились: 48% подопытных согласились дойти до конца шкалы. В 2002-м году общие результаты всех подобных экспериментов показали, что до конца шкалы доходят 61-66% «учителей», причем это не зависит от времени и места проведения эксперимента.
Вывод был ужасен: у человека действительно есть темная сторона натуры, которая склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять немыслимые указания, но еще и находит себе оправдание в виде полученного приказа. Многие участники эксперимента, нажимая на кнопку, испытывали доминирование над «учеником» и были уверены, что тот получает по заслугам.
«Источник отчаяния» (1960)
Доктор Гарри Харлоу проводил жестокие эксперименты на обезьянах. Он исследовал вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее. Харлоу отбирал детеныша обезьяны у матери и помещал его в клетку в полном одиночестве. Причем выбирал он тех малышей, у которых с матерью была наиболее прочная связь.
Обезьяна целый год сидела в клетке, а потом ее отпускали. Впоследствии обнаружилось, что у большинства особей проявляются различные психические отклонения. Ученый сделал вывод: даже счастливое детство не является профилактикой депрессий. Однако к такому простому заключению можно было прийти и без жестоких экспериментов. Кстати, движение в защиту прав животных началось именно после огласки результатов этого страшного исследования.
И чтобы не заканчивать на грустном, добавим еще одну интересную статью на схожую тему:
Самые влиятельные психотехники наших дней
Добиться счастья, успеха, богатства хочется каждому. Воплотить мечту, приложив минимум усилий помогут различные психотехники. Конечно, если верить их авторам. А верить им нужно с большой осторожностью.
Созидающая визуализация
Основные книги: Уоллес Уотлс «The Science of Getting Rich», Шакти Гавейн «Creative Visualization: Use the Power of Your Imagination to Create What You Want in Your Life», Невилл Дрери «Creative Visualization» и т.д.
Число последователей: ???
Созидающая визуализация — способ, который позволяет достигать желаемого благодаря силе мысли. Если будете думать, что у вас все хорошо — у вас все будет хорошо, если подсознательно будете ждать неприятностей — они непременно вас найдут. При этом созидательная визуализация направлена исключительно на вас самих — вы не сможете принудить другого человека делать что-либо с помощью этой техники. Задача созидающей визуализации — устранить психологические препятствия на пути к вашей цели.
Созидающую визуализацию практикуют многие известные люди, включая Опру Уинфри, Тайгера Вудса, Арнольда Шварценеггера, Дрю Берримор и Билла Гейтса.
Метод Сильва
Основные книги: Хозе Сильва «Управление разумом по методу Сильвы«Хозе Сильва, Роберт Б. Стоун «Ты — целитель», «Получение помощи от „другой стороны“ по методу Сильва», Эд Бернд-младший «Развитие экстрасенсорных способностей по методу Сильва» и т.д.
Число последователей: 6000000 человек из 110 стран мира.
Метод Сильва разработал Хозе Сильва в 1966 году. Изначально его целью было повысить успеваемость своих детей в школе, но в итоге он начал разрабатывать концепцию для любого человека.
Суть метода заключается в том, чтобы уменьшить сопротивляемость человеческого мозга. С помощью медитации, человек может входить в определенное состояние, в котором он может перепрограммировать свой мозг.
По сути, метод Сильва предлагает вам зайти в собственное подсознание и удалить вредные привычки, переписать мысли, даже излечиться от болезней.
Метод Сильва приобрел большую популярность в США и англоязычных странах. Даже после смерти основателя метода, организация Сильва Интернашенал продолжает развивать эту психотехнику.
Трансерфинг
Основные книги: Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности. Ступени 1-5», «Вершитель реальности», «Форум сновидений» и т.д.
Число последователей: книги Зеланда переведены более чем на 20 языков, в 2008 году в Голландии открылась школа трансерфинга.
Согласно Зеланду, наш мир состоит из множества ответвлений реальности, и по какому из них пойдет человек зависит только от него. Случайностей не бывает, потому что мы сами подсознательно выбираем тот или иной путь. Суть трансерфинга заключается в умении осознанно перемещаться с одного ответвления на другое силой мысли.
Допустим, вы ждете автобуса, которого давно нет. Если вы будете думать о том, что вы опаздываете, а транспорт все еще не подошел — так и случится. Но если вы начнете думать о том, что из-за поворота вот-вот появится ваш автобус, то он непременно подъедет.
Чем более детальной будет ваша мысль, чем более точным будет описание нужного вам «ответвления» реальности, тем вероятнее вы переместитесь на него. Если нет — вы недостаточно сильно верили и ждали.
Учение чрезвычайно популярно, как в России, так и за рубежом. Другое дело, что увлечение трансерфингом может быть опасно для человека. Одно дело — внушить себе, что автобус вот-вот подъедет, другое — попытаться излечиться без помощи лекарств и вмешательства врача.
Симорон
Основные книги: Вадим Гурангов, Владимир Долохов «Учебник Везения»
Число последователей: одна только группа последователей ВКонтакте насчитывает более 100000 человек.
Слово «симорон» означает… ничего. Оно целиком и полностью выдумано Петром и Петрой Бурлан в 1989 году, когда они создали школу психотренинга, который был направлен на раскрытие врожденной гениальности каждого человека, высвобождение из бесконечного круга проблемных ситуаций и состояний. Главный инструмент последователей школы «Симорон» — их фантазия.
Основатели учения считают, что учат людей повседневной магии. Главное для школы симорон — научиться фантазировать и наполнять свое сознание проработанными, зачастую абсурдными образами. Последователи школы стремятся снова стать детьми, которые постоянно удивляются и познают мир. По их мнению, фантазия ребенка шире фантазии взрослого и позволяет мечтам сбываться. Как по волшебству.
На сегодняшний день осталась только одна официальная школа симорона — Симорон Бурлан-до. Остальные были закрыты из-за несогласованности с авторами учения, которые ревностно следят за авторскими правами на «бытовую магию» симорон.
Книга и фильм «Секрет»
Основные книги: Ронда Берн «Секрет»
Число последователей: Книга была переведена на 40 языков, продано более 19 миллионов копий.
Вышедший в 2006 году фильм «Секрет» стал довольно известным не только в США, но и за его пределами. Продюсер фильма Ронда Берн на волне популярности фильма выпустила одноименную книгу с цитатами. Вполне обычная история успеха, если закрыть глаза на то, что и фильм, и книга основываются на раскрытии метода, который, по словам Берн, способен влиять на окружающую вас реальность.
«Секрет» предлагает зрителю и читателю приобщиться, как говорят авторы, к одному из самых охраняемых секретов в истории. С помощью силы мысли можно материализовывать страхи и желания, изменять свою жизнь и даже исцелять. В нашей жизни постоянно действует закон притяжения (не тот, из-за которого Ньютон получил шишку). По мнению Берн, из-за него все похожее притягивается. Соответственно, дурные мысли притягивают дурные события. Думаешь о хорошем — получаешь хорошее.
Эта психотехника пришлась по вкусу многим, книга Берн разошлась 19 млн. копий. Но многие все же не согласились с мнением авторов фильма и книги. Журналисты The Guardian сочли неэтичным содержание фильма, так как в нём «…пропагандируются отвратительные идеи, будто жертвы катастроф сами во всём виноваты».
Ченнелинг
Основные книги: Уолш Нил Доналд «Беседы с богом (необычный диалог)», Миллер Денис «10 практических шагов для поиска решений через Внутренний источник», Хикс Эстер, Хикс Джерри «Закон притяжения» и т.д.
Число последователей: Опросы показали, что каждый десятый опрошенный американец верит в эту психотехнику.
Ченнелинг — хитрая штука. Она направлена на налаживание «канала связи» между человеком, медиумом, и некими Высшими силами, Великим Разумом, который знает все и готов безвозмездно этими знаниями делиться. От контактера требуется только быстро перенести все услышанное на бумагу или иной носитель информации. Если человек будет следовать поучениям голосов свыше, то его жизнь станет счастливой и легкой, поскольку его будут вести через все препятствия.
Адепты ченнелинга утверждают, что он существует уже многие века. Практика призыва духа умерших и прорицание упоминаются в легендах и мифах многих народов. В XVIII веке медиумизм, «разговоры с мертвыми» вошли в моду. В XXI веке ченнелинг снова стал популярным течением, с той, пожалуй, разницей, что теперь люди предпочитают говорить не с давно почившими родственниками, а с Высшими Силами.
По мнению практикующих ченнелинг, все пророки и святые были контактерами, что Библия и Веды были написаны именно с помощью связи людей с неким Великим Разумом, который и вложил им в головы священные тексты.
Нейролингвистическое программирование
Основные книги: Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование», Мэнли Палмер Холл «НЛП-тренинг. Увеличение силы ваших способностей».
Число последователей: ???
НЛП называют технологией моделирования успешности. Многим хочется достичь высот в бизнесе или, допустим, в спорте. НЛП учит людей копировать вербальное и невербальное поведение людей, которые добились успеха в той или иной области. Таким образом, считают приверженцы НЛП, человек перенимает часть того успеха, который присущ образцу подражания.
Как говорят сторонники метода, НЛП научит вас легче общаться с людьми, позволит вам достичь успехов в вашем деле, разрешит ваши проблемы и, в итоге, сделает вас счастливым. При всем при этом, авторы считают НЛП научной практикой.
Здесь мнения Ричерда Бендлера и Джона Гриндера, авторов метода, расходятся с мнением многих других специалистов. Ученые считают нейролингвистическое программирование шарлатанством, христианская церковь осудила его за использования людей в качестве «ступенек» на пути к успеху, а сторонники этики вовсе считают метод опасным, так как с помощью него можно манипулировать людьми. Например, заманивать их в различные религиозные секты.
You Can Heal Your Life
Основные книги: Луиза Хей «Исцели свою жизнь», «Путь к здоровой жизни», «Исцели себя сам», «Сила внутри нас» и т.д.
Число последователей: книги Луизы Хей переведены на 30 языков. Книга «Исцели свою жизнь» переиздавалась 110 раз, суммарно было продано 50 000 000 экземпляров.
По мнению Луизы Хей, причина всех наших недугов таится в нас самих. Мы не способны отпустить обиды, простить самих себя за какие-то ошибки и со временем это превращается в психологические, а порой и в физиологические заболевания. Суть метода Луизы Хей в том, чтобы простить и растворить свои обиды. Исцелившись душевно, вы истребите источник болезни. По словам автора книг, она первой ощутила действенность такого метода, когда 1978 году поборола рак без химеотерапии и вмешательства врачей. Впрочем, подтвердить, что ей действительно диагностировали рак, Луиза так и не смогла.
Тем не менее, книги Луизы Хей пользуются огромной популярностью как в США, так и в других странах. Благотворительный фонд «The Hay Foundation» занимается благотворительной деятельностью во многих сферах, параллельно продвигая идеи его основательницы. В 2014 году по мотивам книги «Исцели свою жизнь» был снят фильм, который принес Луизе Хей несколько миллионов долларов прибыли.
Учение дона Хуана
Основные книги: Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки», «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстлан», «Сказки о силе» и т.д.
Число последователей: ??? Возможно, около 10 000 000 человек.
Карлос Кастанеда стал одной из самых загадочных личностей XX века. Кастанеда старался меньше появляться на публике, не общаться с прессой и запрещал себя фотографировать. Его биография стала объектом для мистификаций.
Учение Карлоса Кастанеды, по сути, не является его учением. Писатель записывал его со слов некого «дона Хуана», мага, с которым он познакомился в 1960 году. Кастанеда писал в своих книгах, что мы видим не сам мир, а лишь модель мира, созданную нашим восприятием. В создании картины мира принимает участие «точка сборки», место человеческого энергетического тела, через которое проходят каналы внешнего мира. Поскольку местоположение этой точки можно изменить, существуют три разновидности внимания. Чтобы достигнуть высшей, человеку необходимо достичь безупречности, то есть отказаться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе. Путь воина требует отрешения, вплоть до стирания своей личной истории.
Последователи Кастанеды практикуют тенсегрити, магические пассы, которые, по их мнению, позволяют влиять на реальность. Долгое время они хранились в строгом секрете и передавались лишь тем, кто вставал на путь шамана.
Учение Кастанеды стало очень популярным в США, и породило большое количество критиков и подражателей.
Холотропное дыхание
Основные книги: Станислав Гроф «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти», «За пределами мозга», «Неистовый поиск себя», «Холотропное сознание» и т.д.
Число последователей: ???
С 50-х годов XX века Станислав Гроф занимался исследованиями психотерапевтического эффекта от приема ЛСД. Когда в 70-х годах эксперименты с психоактивными веществами начали запрещать, он разработал технику, которая давала эффект, схожий с эффектом от приема ЛСД. Гроф назвал ее холотропное дыхание.
Сторонники метода утверждают, что холотропное дыхание оказывает на людей исключительно целебное воздействие. Музыка и глубокое дыхание погружают человека в медитативное состояние на полтора-два часа. После пробуждения «холонавт» испытывает облегчение, так как холотропное дыхание освобождает подсознание от накопившихся эмоций и прочего психологического «шлака».
Более того, практики утверждают, что в видениях, которые видит холонавт во время сеанса, можно погружаться в глубины собственного сознания, общаться с высшими силами, видеть прошлые жизни и заново пережить момент рождения.
Несмотря на то, что холотропное дыхание, в качестве эксперимента, используют в некоторых странах для облегчения страдания неизлечимых больных, большая часть научного сообщества не стесняется критиковать технику. По их мнению, холотропное дыхание приводит к ухудшению работы мозга, так как из-за гипервентиляции уровень кислорода в крови падает, и клетки головного мозга начинают отмирать. Ко всему прочему, на технику легко «подсесть», как на ту же ЛСД.
Гештальт
Основные книги: Фредерик Перлз «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности»
Число последователей: ???
В переводе на русский «гештальт» означает фигуру или образ. Психологи же понимают «гештальт» как какую-то целостную структуру. Вся жизнь состоит из таких гештальтов — от зарождения желания до его удовлетворения. И пока гештальт не завершился, он как бы тормозит человека, не дает ему двигаться дальше. Гештальт-терапия помогает разрешить этот внутренний конфликт.
Основная цель гештальт-терапии — восстановление контакта человека с собой и окружающими, обретение жизненной энергии. Визуализация чувств и телесных проявлений достигается через воображение человека. Последователи гештальта работают с чувствами и мыслями человека в настоящем, но для дополнительного эффекта могут использовать воспоминания. Цель таких сеансов — дать человеку завершить гештальт.
Вся гештальт-терапия строится на экспериментах. Человек может общаться с воображаемым собеседником или рассказывать о какой-то реальной или потенциальной ситуации. Терапевт может вмешаться в эксперимент, направлять его. Главное, чтобы пациент смог осознать собственную проблему и принять ее.
Эриксоновский гипноз
Основные книги: Милтон Эриксон «Мой голос останется с вами», «Гипнотические реальности. Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».
Число последователей: ???
Считается, что эриксоновский гипноз является одной из самых эффективных психотехник. С его помощью человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и постепенно впадает в транс, во время которого замедляется дыхание и сердцебиение. В таком состоянии человек легко переносит сеанс гипноза, но важнее всего, что у человека остается выбор, принять внушение или оставить его без внимания.
Эриксоновский гипноз отличается от прочих техник еще и тем, что в нем подсознание человека воспринимается как источник потенциальных возможностей организма — здоровья, хорошего самочувствия, достижений, успехов, побед, радостных и счастливых моментов. Все, что требуется от человека — выпустить их.