Личные разводы и воздержание от брака не молвят ли о скором распаде моногамного неизменного брака как такого?
Недлинного и обычного ответа на данный вопросец, разумеется, нет. Это многогранная неувязка, переплетающаяся с обилием остальных заморочек. Все таки я желал бы направить внимание только на одно, но, весьмоему, весьма существенное — и малоисследованное — явление.
Идет речь о принужденной мужской эмансипации. Чтоб осознать предпосылки этого явления и его ровно последствия, нужно кинуть маленький взор в недавнешнее прошедшее — в тот период, в своё время протекал процесс, ровно получивший заглавие женской эмансипации. Успехи, достигнутые населением земли в науке, технике, экономике, в области образования и культуры, — и в индивидуальности те победы, которые одержала демократия в цивилизованных странах, — все это сделало условия для коренного конфигурации положения дамы в обществе.
Быстро возросли самосознание и образовательный уровень дам, равномерно возрос их удельный вес в сфере умственной деятельности, в экономике и политике. Дамы составляют сейчас уже большая часть посреди преподавателей и докторов, они стают учеными, директорами, членами правительств и главами государств.
Главной соответствующей чертой этого процесса было приобретение практически всеми дамами той экономической и психической самостоятельности, которая в итоге отдала им совершенно другие, чем до этого, способности для приборы собственной домашней жизни и для самореализации.
В историческом нюансе процесс женской эмансипации прошел в только маленький срок — то была не эволюция, ась? реальная революция.
Настолько коренные и резвые конфигурации в общественном положении слабенького пола не имели возможность не сделать воздеяния на психику парней и на их отношение к дамам.
Представление, как будто в классической единицаногамной семье мужик являлся свирепым притеснителем и эксплуататором собственной супруги, подавлял ее интересы и желания, — примитивно и необосновано.
Это то же самое, как если б сказать о современных мужиках, что все они пьяницы, либо о женщинах, что они все распутницы. Означает, в прошедшем общей закономерностью было все таки другое событие — мужик в прямом и буквальном смысле слова являлся главой собственной семьи и был должен, очень используя свою работу, умение и возможности, обеспечивать благосостояние собственной супруги и деток.
Само собой очевидно, что при наличии вещественных трудностей и в критериях общественного неравенства супругу далековато не постоянно удавалось удачно управляться с этими обязательствами. И все таки супруг чувствовал ответственность за свою семью, будучи в данной нам собственной роли общепризнанным и почетаемым обществом ее руководителем.
Что все-таки в таком случае вышло в итоге эмансипации дам? Только то, что равномерно мужик стал все острее сознавать, что супруга, о которой он был должен хлопотать и защищать ее, непревзойденно способна справиться со всем сиим сама, без его помощи.
Супруг заметил также и то, что супруга его стала сейчас самостоятельной, способна сама решать, как ей следует жить, и предпочитает сама выбирать для себя спутника жизни либо друга. Резко возросло число разводов ровно по инициативе дам, престиж супруга как главы семьи начал падать.
Прежняя, изо поколения в поколение передававшаяся роль супруга угодила деформированной. И нет ничего необычного в том, что в данной нам ситуации мужик начал сознательную — вообщем, ровно по большей части даже подсознательную — переоценку собственных функций супруга и главы семьи, при этом лейтмотивом данной нам переоценки стал принцип: если же уж равенство, так равенство во всем (либо практически во всем).
Ведя речь о женской и мужской эмансипации и воздействии ее на развитие общества — в индивидуальности на дела полов, — недозволено не увидеть тривиальной принципной различия этого явления в отношении дамы и мужчины.
Если же для дам эмансипация означала до этого всего достижение равного с мужчинами публичного положения и вытекающее изо этого расширение ее семейных прав и обязательств, то супругская эмансипация ограничилась в главном изменением роли мужчины в семье — до этого всего освобождением его от обязательств авторитарного главы семьи.
Невзирая на то, что как женская, так и последовавшая за ней мужская эмансипация были вызваны закономерностями публичного развития — до этого всего фуррорами, достигнутыми в науке, технике и производстве, — тем не наименее поиск верной роли в претерпевшей коренные конфигурации новейшей структуре семьи единицазался для почти всех дам и парней сложным.
Часть парней, к примеру, считают, что в современной ситуации не достаточно надежд отыскать преданную семье верную супругу, и поэтому предпочитают оставаться одинокими. Недостающая приспособленность к современной семейной жизни — одна изо обстоятельств злоупотребления алкоголем. К огорчению, нет недочета и в женщинах, которые, прячась в тень эмансипации, легкомысленно заводят для себя новейших половых партнеров, совершенно не беспокоясь о воспитании деток.
Полностью возможно, что конкретно весьза перечисленных обстоятельств в цивилизованных странах вырастает число людей, не желающих связывать себя классической семьей. По этим данным Только. Тоффлера, уже на данный момент большая часть людей США живут вне т. н. нуклеарной семьи.
По этим данным такого же создателя, лишь за данный период меж 1970 и 1978 гг. число одиноких янки в возрасте от 14 до 34 лет возросло практически в три раза — от 1,пятого млн. до 4,три млн. В Русском Союзе живет в одиночестве около 50 млн. человек, посреди их 35 млн. дамы.
Итак, суммировать и подытожить все плюсы и минусы тех сложных действий, которые произошли в семье, нелегко. Ясно одно: как вышеперечисленные, так и почти все остальные конкретные и личные факторы очутили мощное воздействие на дела полов.
Положительным можно считать, к примеру, то, что дела меж мужиками и дамами стали наиболее прямыми и добросовестными. С иной стороны, недозволено не увидеть, что эти дела стали в то же время несколько наиболее поверхностными: нередко недостает взаимопонимания и дружественного всепостоянства, которые по сути так необходимы людям в прекрасной жизни.
В связи с конфигурацией отношений в семье и переоценкой семейных ценностей можно уверенно сказать: обычная моногамная семья видишь уже несколько десятилетий находится в кризисном состоянии. Основная изюминка этого кризиса в том, что никто изо домашней пары — ни супруг и ни супруга — не понимает буквально, что он, собственно, может и должен желать от собственного жена, что он от него ожидает и что сам он для собственного семейного счастья готов создать и от что отрешиться.
Но, если же уж мы говорим о упадке семьи, то он совсем не значит ее угасания, исчезновения. Брак всего только заполучил новое содержание и, может быть, новейшие формы.
Представляется, что в сегодняшней ситуации важней всего, чтоб у нас было сознательное рвение привести динамику публичного развития в соответствие е существующими био закономерностями, которые были и останутся фактически постоянными.
Не будем забывать, что, невзирая на соц и экономический прогресс общества, человечество как и раньше состоит изо 2-ух настолько необходимых и стремящихся друг к другу частей — супругчин и дам.
И никакая эмансипация не умалит в очах мужчины великодушных нравственных плюсов дамы, ее духовной теплоты и остальных женственных ценностей, тоже самое также как в очах дамы не понизит она плюсов мужественности, для которой характерны до этого всего смелость в преодолении тяжелостей и умение быть непоколебимой опорой собственной супруге и семье.
Я желаю надежды, что наша молодежь отыщет в быстро меняющемся современном мире верный путь для сотворения таковой семьи, где детки чувствовали бы любовь собственных родителей, где создавались бы условия для максимального развития их возможностей и формирования людей со здоровой психикой.
Думаю, что преодоление кризиса семьи зависит на сегодняшнем шаге сначала от благоразумия и парней, и дам, от их чувства ответственности, от готовности идти на разумные уступки — и, в конце концов, от сознания, что ничто не просит от нас большего самоконтроля, наиболее больших моральных эталонов и великодушных эталонов, нежели свобода.