Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцатилетнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями.
Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте. Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т. д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться.
С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
7 неловких фактов: как уровень IQ влияет на вашу жизнь
Мы все любим проходить тесты, но до конца не понимаем, что же дает нам IQ.
Кормление грудью влияет на результаты когнитивных тестов ребенка.
Ученые обследовали 180 детей. Когда им исполнилось по 7 лет, оказалось, что дети, которых в первый месяц жизни кормили грудным молоком, показывали лучшие когнитивные способности. Источник: The Journal of Pediatrics
Дети, которые в возрасте до трех лет употребляли нездоровую пищу, показывали худшие результаты в тестах на уровень интеллекта.
Более высокий показатель был у детей, которые питались едой, богатой витаминами и минералами. Источник: Journal of Epidemiology and Community Health
Бедность может ухудшать когнитивные способности человека
Так, исследование 2013 года показало, что «когнитивные способности могут ухудшаться, если человеку приходится постоянно преодолевать финансовые трудности». Источник: Princeton University
Чем выше средний уровень IQ жителей страны, тем выше ее ВВП.
Причем с каждым баллом IQ ВВП повышается от $229 до $468. Такое исследование проводили еще в 2011 году. Источник: Psychological Science
От уровня интеллекта может зависеть продолжительность жизни.
Это еще не доказано окончательно, но такие исследования давно проводятся в мире. В науке возникло даже отдельное направление — когнитивная эпидемиология. Источник: Scientific American
Люди с высоким уровнем интеллекта всегда показывают высокий уровень креативности.
Так утверждает психолог Скотт Кауфман. Способность рассуждать, создание чего-то нового, построение алгоритмов, обучение — это все элементы креативного процесса. Источник: Psychology Today
Интеллект и социальные навыки — взаимосвязаны.
Так утверждает нейробиолог Арон Барби. Интеллект зависит не только от базовых когнитивных способностей, таких как память, внимание, владение языком, но и общения с другими людьми.
23.05.2017